Традиционно студенты Молдавского Государственного Университета – это те, кто обеспечивает рынок труда квалифицированными специалистами с высшим образованием. Какие возможности трудоустройства были у вас и как вы адаптировались в профессиональной среде?
Тут есть 2 момента. 1 – я училась на факультете иностранных языков. На вступительных экзаменах все дружно говорили: «Моя цель – выучить английский, чтобы читать Шекспира в оригинале». По окончании университета, вторая часть трансформировалась в «чтобы преподавать в школе» или «чтобы переводить техническую литературу». Мы, как правило, шли работать учителями – этого от нас ждала страна.
2 – в 1973 г., когда я закончила университет, существовало такое явление, как «распределение»: каждому выпускнику гарантировалось трудоустройство и нужно было отработать минимум два года по направлению. Выпускники заходили в Комиссию по распределению один за другим, в соответствии с набранными за время учебы баллами. На столе лежал список вакантных рабочих мест и можно было из него выбирать: чем лучше проявил себя на экзаменах за пять лет, тем шире выбор. Мы с Е. О. Крестьянниковой со своими «красными дипломами» выбирали первыми и нас направили в СШ № 2 г. Кишинева с углубленным преподаванием английского. Биться за место под солнцем не пришлось: «красный диплом» дал «зеленый свет»!
- Вы окончили Молдавский Государственный Университет.
Повлияло ли это на вашу профессиональную жизнь и карьеру?
«Красный диплом» помог не только получить место в одной из лучших школ Молдовы. Двумя годами позже он оказался для меня и пропуском в аспирантуру, окончив которую я стала преподавателем, старшим преподавателем, а затем и доцентом кафедры английской филологии Кишиневского (ныне Молдавского) госуниверситета. Тем не менее, учиться приходилось и дальше, впрочем, как и сейчас – life-time learning!
- Молодость и студенческая пора – это прекрасные, динамичные и абсолютно яркие периоды в жизни человека. Какие воспоминания остались у вас о студенческих годах в Молдавском Государственном Университете?
Сейчас кажется, что все было здорово! Группа маленькая – 10 человек (8 девушек и 2 юношей), дружили как семья: вместе отмечали все дни рождения и свадьбы. До сих пор цитируем преподавателей, которых видели больше, чем родителей, и вспоминаем, как убирали виноград в колхозе. Я лично обожала нашу факультетскую стенгазету „Inter”, в которой была редактором и которую мы часто делали за полночь, а порой и до утра (учились почти все годы во вторую смену).
- Образование и формирование профессиональных навыков во многом зависят от мастерства, мудрости и терпения преподавателей. Назовите, пожалуйста, преподавателей, которые повлияли на вас в студенческие годы. Что они для вас значили?
Е. Д. Педченко, Е. Д. Педаш, К. А. Скульте, Т. Н. Васильева, Э. К. Пиларино, В. Ф Кочерга, С. С. Петров, П. А. Попков – всех не перечесть, но у каждого было что-то важное и особенное. Моим идолом и научным руководителем был профессор Вульф Яковлевич Плоткин. В анкете на вопрос «Какими иностранными языками владеете» он смело отвечал: «Западными и восточными германскими, романскими и славянскими». С нашим куратором Элли Карловной Пиларино он говорил по-немецки, а с профессором Натаном Соломоновичем Гринбаумом мог побеседовать на латыни. Поехав в отпуск в Прибалтику, через неделю решал кроссворды на эстонском. До сих пор храню конспекты его лекций! Светлая память ему и другим нашим Учителям!
- Ценность профессионального образования усиливается любовью к выбранной сфере деятельности. Откуда появилась у вас страсть к иностранным языкам и литературе?
Главное – влюбиться в учителя, а там и предмет полюбится! В средней школе № 28 В. С. Гольдман, учитель русского языка и литературы, и Н. З. Полторак, учитель английского языка, потом отличные курсы иностранных языков при средней школе № 56. А еще переписывалась на английском со своей тетушкой: я ей подробно писала про свою жизнь, а она красным цветом исправляла мои ошибки и присылала листочки с комментариями обратно. Ну и книжки читать под одеялом с фонариком, чтобы мама не увидела, – святое дело!
- Расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали Молдавский Государственный Университет и было ли легко поступить на учебу?
Когда я поступала, как потом выяснилось, в КГУ конкурс сложился 9,5 человека на место! Предвидя конкуренцию, я рванула в Ташкент к дедушке – думала, что там будет легче, да и поэкзотичнее. В ТашГУ, однако, оказалось 10,4 человека на место. Будучи «золотой медалисткой», я сдала экзамен по специальности на «5», что позволяло не сдавать остальные три экзамена и быть зачисленной, и вернулась домой ждать окончательного результата. Каждую ночь мне снился кошмар: все абитуриенты сдали все четыре экзамена на «5» и меня не приняли! Первый курс я проучилась в Ташкенте, объелась шашлыков по 21 коп за палочку (с кусочком хлеба 22 коп), заработала гастрит и вернулась в Кишинев, где была зачислена переводом на второй курс.
- Как вам удалось совмещать учебу и получать удовольствие от молодости?
Во-первых, в молодости все кажется возможным, хотя не обязательно легким. Это пьянит и привносит кураж. Трудное даже интереснее – добывать и добиваться! Во-вторых, действует эффект Сеченова: лучший отдых – не полный покой, а смена деятельности. В-третьих, абсолютно точно, что чем больше нужно сделать, тем больше успеваешь. Теперь этому обучают, называя time management.
- Студенты и выпускники являются показателем качества обучения в Молдавском Государственном Университете. Как вы сегодня относитесь к Alma Mater?
Слежу на расстоянии, подробностей не знаю. До карантина общее впечатление было, что количество зачастую побеждает качество: выпускников много, но не всеми университет может гордиться. «Штучное» производство сменилось массовым. Общий уровень впечатляет меньше, хотя отдельные «звездочки» ярче.
А вообще сейчас нелегкие времена на всем нашем шарике! Оптимизация и дистанционка убивают человеческое общение, хотя можно работать из дома в пижаме и тапочках. Боюсь сказать, что при нас было лучше. Получится, что я прошамкаю: «Раньше и вода была мокрее». Надеюсь, что кроме повышения компьютерной грамотности и накопления усталости от зума мы извлечем из этой ситуации какие-то положительные уроки. Научимся лучше отделять главное от второстепенного.
- В настоящее время система образования в стране следует определенной модели, которая ориентируется только на развитие навыков. В данной ситуации, как могут молодые люди найти баланс между стремлением стать востребованным специалистом на рынке труда и страстью к определенной области, даже если она менее востребована?
Лучшая работа – это хорошо оплачиваемое хобби, как говаривал мой научный руководитель. Да, не всегда так удается, но пробуй. Не делай своей повседневной работой то, что тебе противно – точно не удастся. Мы умеем то, что любим, и любим то, что умеем – народная мудрость. Посмотри АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ, может пригодиться.
- С точки зрения ценного опыта вашей деятельности, какой совет вы можете дать нынешним и будущим студентам, чтобы они успешно построили свою жизненную историю?
Не сиди и не жди, чтобы тебе разжевали и дали, а иди и делай!
Гаджеты и деньги – это средства, а не цель.
Don’t copy-paste, but study and then create! Училка поучает или 3 совета золотой рыбки.
- В этом году Молдавский Государственный Университет отмечает свое 75-летие. Что бы вы хотели пожелать Alma Mater?
Для меня Молдавский Государственный Университет по определению лучший, потому что он – МОЙ. Здесь меня сформировали как специалиста и как личность, и я за это благодарна тебе, Alma Mater/Master! Не как ленивая сырая глина, а как усердный подмастерье говорю. А пожеланий 3 – опять золотая рыбка заговорила:
- Многая лета!
- Строить качественное новое не за счет разрушения ценного старого!
- Пусть у будущих студентов и выпускников всегда будет основание сделать такое же любовное признание Alma Mater, как и у меня!